Самостоятельность у песика, скорее всего от папы, помнится, еще Васильев в своих трудах отмечал особенность САО напрочь забывать все, чему научили, после удаления от хозяина метров на десять. Он рекомендовал использовать НЛК – неопознанный летающий кирпич. Но это я так к слову о самостоятельности.
Теперь, что делать с командой. Мария, учитывая, что эта тема интересна для многих владельцев, я постараюсь дать развернутый ответ.
Команда «Ко мне!» одна из самых простых, если ее отрабатывать в 1,5-2 мес., и требующая достаточного такта, терпения, последовательности и времени в старшем возрасте.
Как и любая другая команда, обучение начинается от простого к сложному, но в отличие от других команд, здесь неприменим какой-либо насильственный момент.
Основа команды строится на мотивировке собаки понуждающей на подход к хозяину. Для маленького щенка здесь все просто. Боязнь внешнего мира, страх остаться одному и видение в хозяине мамы и защитника, понуждает щенка бежать к хозяину. Чуть взрослея, щенок видит в хозяине друга для игр и это тоже будит в нем потребность находится рядом с хозяином.
В этот момент достаточно просто отрабатывать команду. Так как щенок сам с радостью движется на встречу, то достаточно просто на это движение накладывать команду «Ко мне!» и со временем она начинает ассоциироваться у щенка с потребностью подойти к хозяину.
Но вот со временем, щенок становится старше, а главное больше. И мир уже не такой большой и пугающий, и поиграть оказывается можно и самостоятельно и с другими собаками. А у кобелей начинается первый переходный возраст, когда возникает первое желание поставить себя в стае на более высокую ступень, что демонстрируется попыткой демонстрации, что приказы вожака не для него не обязательны к исполнению.
Если к этому моменту команда уже стала безусловным инстинктом, то проблем не возникает, но вот если она еще не была отработана до автоматизма, то зачастую приходится начинать чуть ли не все сначала.
Итак, первое с чего начинается команда «Ко мне!», это поиск мотивировки для подхода собаки. Вариант принудительной мотивировки рассмотрим чуть ниже. Самая стандартная мотивировка – это лакомство и апорт. Причем мотивировку на корм можно создавать искусственно, уменьшив дневную норму корма. Если пес не интересуется возможностью побегать за палкой или любимой игрушкой, а также другие интересы занимают его больше, чем возможность получить что-нибудь вкусненькое, то ищем другую мотивировку. Это может быть попытка вашего побега от собаки, преследование у собаки в крови. Чувствуя, что собака догоняет Вас, останавливаетесь и повторяя команду «Ко мне!», хвалите собаку когда она подбегает к Вам. При этом в начале не требуется, что бы пес именно подбежал и остановился, он может пролететь мимо. Обычно после этого он все равно отметится рядом с вами. Так, как после Вашей остановки, мотивировка пропадает и дальнейшее движение идет по инерции. А другой идеи, чем заняться у собаки пока нет. Возможен вариант имитации нападения на хозяина, но это только при том варианте, если собаку еще не учили кусаться. Что вряд ли, так как любые элементы ЗКС могут отрабатываться только после идеальной отработки послушания, а команда «Ко мне!» является одним из ключевых положений. Возможны и другие варианты мотивировки, главное, что любым способом Вы должны добиться, что бы собака бежала к Вам. Ни кто, лучше хозяина не скажет, что может заинтересовать его собаку. Просто приглядитесь к ней и поймите, что может вызвать интерес собаки и желание начать движение в вашу сторону.
При варианте с лакомством и игрушками, а так же другими мотивировками, которые можно использовать дома, то желательно начинать отработку дома. При варианте побега отработка проводится на улице. Надо только учитывать, что место не должно иметь других раздражителей. А так же надо учитывать, что в игре и имитации побега собака сильно возбуждается и пролетая мимо Вас, ее не должен встретится кто-то другой, а также по ходу движения не должно быть дороги, вылетев на которую собака может попасть под машину и прочее. Идеальный вариант, это учебно-дрессировочная площадка или что-то типа хоккейной коробки или другой огороженной спортивной площадки, нелюдимый пустырь, овраг, возможно какая-либо производственная территория на которую у Вас есть проход, территория гаражей. В общем, любая площадка естественно или искусственно огороженная. В том числе и Ваш дачный участок, не поленитесь лишний раз съездить на дачу и поработать с собакой.
Если Вы боитесь проводить занятия с собакой без поводка, боясь, что собака совершит побег и ее придется долго искать по району, проводите занятия на длинном (5-10 метров) поводке и желательно на огороженной площадке (какая-либо спортивная или учебно-дрессировочная площадка). Длинный поводок всегда позволит Вам наступить на него и тем самым предотвратить побег собаки.
Найдя мотивировку, начинаете отработку команды «Ко мне!». Отрабатывайте команду раз 10-15 за прогулку, сериями примерно по 5 подзывов с перерывами в 15 минут. Не доводите тренировку до того момента, когда собака уже устала и теряет интерес к любой мотивировке. После занятия собака должна выглядеть все еще свежей и готовой к свершениям. Как только заметите, что собака начинает уставать и мотивация угасает, сразу прекращайте занятие.
Отрабатывайте команду сначала на небольших расстояниях. Когда команда будет четко исполняться, можно постепенно увеличивать расстояние.
Помните главные правила.
Команда «Ко мне!» служит для подзыва собаки и всегда должна ассоциироваться для собаки с положительными эмоциями. Что бы не сделала собака, не допустим подзыв, а потом наказание собаки. Она точно запомнит, что ее позвали, что бы наказать. Также распространенная ошибка, когда команда подается один раз за прогулку, только для того что бы взять собаку на поводок и отвести домой. Это допустимо только тогда, когда для собаки, к примеру, уход с прогулки ассоциируется со ждущей ее дома миской и тоже является положительным событием. Собака должна точно знать, что после подзыва ее обязательно отпустят еще погулять. Помните, если собака подошла к Вам по команде, то она выполнила Ваше требование и заслужила только похвалу.
Как и другие команды, если подана команда «Ко мне!», то Вы должны гарантированно обеспечить ее выполнение. Если Вы не уверены, или скорее даже уверены, что собака не подойдет, то не давайте команду. Ловите ее, не спускайте с поводка, ждите когда прибежит сама, используйте другой метод подзыва, попросите владельца другой собаки позвать свою собаку, надеясь, что Ваша подбежит вместе с ней, но не командуйте в пустую. Если команда подана и не выполнена, то собака запоминает, что выполнение необязательно.
Команда подается четко, громко с гарантией, что собака ее слышит. Допускается в начале обучения многократное повторение, но в дальнейшем надо свести подачу команды к одному разу. Если Вы будете дублировать каждый раз команду, то пес и научится реагировать на двойную команду - «Ко мне! Ко мне!». А, учитывая, что собака может удаляться от Вас очень быстро, то возможно, что повтор она просто уже не услышит.
Теперь что делать, если не удалось найти ни какой мотивации, вариант редкий и скорее говорит о невнимательности хозяина или отсутствии контакта между собакой и хозяином, но бывает и так. Ищем закрытую площадку, где, если что собаку всегда сможем отловить. Спускаем собаку на длинном поводке и, подав команду, начинаем аккуратно направлять ее к себе. Обычно поддергивая за поводок. При очень упертом песике можно использовать строгий ошейник. Выбранная площадка должна гарантировать отсутствие каких-либо иных раздражителей – только Вы и собака. Поддергивая собаку к себе старайтесь избегать эффекта ослика которого тянут на веревке. Но если уж так получилось, то можете приостановиться, но не давайте возможности собаке увеличить дистанцию. Но и не форсируйте события, возможно на первых занятиях на прохождение 10 метров будет уходить по 5 минут, а может и больше. Но как только животинка все же добралась до них, то очень активно, даже гипертрофированно покажите свою радость, погладьте питомца, потрепите его по бокам, всячески дайте ему понять, что Вы им очень довольны. И сразу отпустите гулять. Свободолюбивое животное ломается от Вас с огромной радостью. Со временем пес начнет понимать, что это такая игра. И если он даже не будет получать удовольствия от подхода, его мотивировкой станет этот радостный момент, когда Вы его отпускаете на свободу.
При любой мотивировке, главное набраться терпения и ни когда, ни каким образом не выказывать раздражения. И пытаться добиться результата за короткий срок, тем более, если до этого уже были допущены какие-либо ошибки и у собаки есть негативное восприятие команды «Ко мне!». Возможен даже вариант, что нужно заменить команду на другую, к примеру «Приди!».
Также надо помнить, что «Ко мне!» и «Иди сюда!», а также просто произнесение клички для собаки совершенно разные вещи. Кличка вообще служит для привлечения внимания собаки и не более.
Отработав команду в простых условиях, квартира, закрытая площадка, начинайте отработку ее в условиях наличия других раздражителей. Улица, парк, двор и пр. Чтобы предыдущий опыт не пропал даром, начинайте, как будто Вы начали с начала – подстрахуйте собаку длинным поводком, при помощи него вы не дадите собаке возможность увлечься и ошибиться. И только когда Вы будете почти уверены, пробуйте подзыв из ситуации, к примеру, когда пес играет с другой собакой. Желательно, что бы партнер Вашего пса по игре был уже животным благовоспитанным и подходил по команде. Тогда попросите владельца другой собаки, позвать своего пса, вместе с Вами. В этом случае, даже если не отреагирует ваш пес, то к вам побежит его партнер и ему тоже придется подбежать, а вы уже обыграете, это так, что вроде он сам подошел.
И помните, «повторенье – мать ученья», даже когда команда отработана, она требует периодического повторения. Не ленитесь несколько раз аз прогулку дать команду «Ко мне!» и не только тогда когда хотите взять собаку на поводок, но и просто так, подзовите, похвалите, отпустите.
Итог. 1. Найти мотивацию. 2. Запастись терпением. 3. Найти площадку для занятий. 4. У собаки должны быть только положительные эмоции на всем протяжении дрессировочного процесса. 5. Двигаться от простого к сложному. 6. Не забывать повторять отработанное.
Если что-то не раскрыл, спрашивайте.
|